Стартер щёлкает, но не запускает двигатель. Неисправности и их причины
Завести автомобиль не получится без стартера. Устройство играет важную роль в автомобиле, поэтому важно следить за его состоянием, регулярно проверять и немедленно разрешать проблемы, которые возникают в процессе эксплуатации. Проблема каждого второго водителя проявляется следующим образом: слышны щелчки, однако двигатель не заводится. Причины могут быть самыми разнообразными. В статье раскроем эту тему.
Виды и конструкция реле электростартера
Реле электростартера подразделяется на виды:
-
разгрузочное (устройство, которое трансформирует меньшие токи в стабильные 12 V);
-
блокировочное (при работающем двигателе предотвращается запуск устройства);
-
втягивающее (тяговое, оно обеспечивает соединение аккумуляторной батареи со стартером).
2 первых вида реле устанавливаются не на всех машинах. Без третьего невозможно завести автомобиль.
Под металлическим корпусом реле стартера находится сердечник и двух-обмоточная катушка. С одной стороны, корпус имеет выступающий шток (тянущий конец якоря), с другой – эбонитовую крышку с тремя выводами (2 мощных контактных болта и один «пин»). Нижний болт – соединен с плюсом электростартера силовым проводом (косой). Якорь – металлический сердечник – продольно «ходящий» внутри «втягивающей» (ВО) и «удерживающей» (УО) обмоток. При втягивании, происходит давление на подвижный электрод, на конце которого прикрепляется подпружиненная медная контактная пластина. В конце хода якоря (сердечника) – пластина прижимается к «пятакам» болтов, замыкая короткую цепь — с одного на другой, и дальше — на щетки электростартера.
Край сердечника – соединен с рычагом-вилкой, двигающей шестерню бендикса вперед. В нерабочем положении – он далеко выступает из корпуса, а, когда на тянущую катушку подается ток – уходит под него, «утягивая» за собой верхний край «вилки». Качаясь на оси, нижний ее край выдвигается вперед – вынося, через поводковую муфту, бендикс (шестерню с муфтой свободного хода) в зацепление с зубьями на венце маховика. Когда это происходит, раздается металлический стук, или щелчок.
Принцип работы ВР
Постоянный плюс с батареи подается на верхний силовой болт «тягового» реле. В состоянии покоя нет касаний контактных пластинок с «пятаками» силовых болтов в крышке. Тянущая и удерживающая обмотки соединены одним выводом с малой «управляющей» клеммой, на которую с ключа зажигания поступает пусковой импульс. Вторым выводом – более мощная ВО – идет на перемычку с нижним силовым болтом, а УО - на корпус.
Ключ зажигания замыкает цепь подачи питания на ВО, после этого ток в ней создает магнитное поле. Под его действием сердечник сдвигается внутрь корпуса, выталкивает бендикс вперед, и прижимает пластину к клеммам. Для тока с большим напряжением пластина создает «короткий путь» - с верхнего болта, на нижний и на щетки генератора. Когда ток идет по стартеру - у тяговой обмотки пропадает «минус». Теперь начинает работать только удерживающая, которая все еще запитана.
Почему реле щелкает, но стартер не крутит двигатель
Если щелканье происходит однократно, значит втягивающая обмотка исправна. В случае, если далее шестерня не крутит, значит проблемы с генератором либо «обошлась» муфта свободного хода.
Также может возникнуть ситуация, когда втягивающее реле часто «стреляет» бендиксом. Возникает такая проблема в удерживающей катушке, которая неспособна «подхватить» сердечник, когда тянущая — уже выключилась.
Мотор машины включится, если бендикс будет крутиться с хорошим усилием.
Если генератор щелкает, значит проблема точно не во втягивающей обмотке. Зачастую в таком случае выделяют причины:
-
клеммы недостаточно затянуты;
-
аккумулятор сел;
-
замкнулся якорь стартера;
-
износились щетки;
-
оторвалась общая «масса» (АКБ).
Втягивающее реле
Типичной неисправностью втягивающего реле является замыкание, обрыв в управляющей цепи. С проблемой можно столкнуться на любом ее участке. Проблемы, которые могут возникнуть:
-
износ контактной группы самого замка;
-
окисление клемм в колодках;
-
перегоревший предохранитель;
-
КЗ в жгутах проводки;
-
замкнувшее реле блокировки.
Признаками неисправности втягивающего реле являются:
-
устройство не запускается;
-
генератор щелкает только вначале и до тех пор, пока не сядет батарея;
-
отсутствие проводимости из-за нагара;
-
окисления «пятаков», сломанной, или съехавшей со своего места пластины
Щёточный узел
Если вы достаточно долго уже эксплуатируете свой автомобиль, то проблемой неисправности генератора может быть износ щеток. Данные элементы постоянно трутся о коллектор и постепенно стираются. Чем больший пробег, тем хуже контакт. В обмотке ротора падает ток. Постепенно стартер дает все меньше и меньше заряда АКБ.
Обмотки
Зарядку генератор не дает АКБ и в случае, если в обмотке есть обрыв. Диагностировать его легко и просто. Нужно лишь пройтись рукой по стартеру. Прибор будет сильно нагреваться при обрыве обмотки. Более точные данные можно получить, отсоединив от щетки конец обмотки возбуждения и подключив к клемме на стартере. Измерения производятся с помощью мультиметра от АКБ.
Неисправности АКБ
АКБ –единственный источник, который сильно напрягается при запуске мотора. Ее неисправность не позволит машине двинуться с места, поэтому важно регулярно проводить осмотры устройства.
Выделяют следующие причины, из-за которых аккумулятор не берет заряд от генератора:
-
испарилась жидкость из банок. В этом случае необходимо долить дистиллированную воду до нужного уровня.
-
замыкание внутри пластин батареи;
-
сульфатация пластин.
Если аккумулятор не работает, можно попробовать восстановить его работоспособность с помощью зарядника с режимом тренировки. Устройство подает заряд на клеммы АКБ, после чего наблюдается кратковременный разряд батареи. Большое количество циклов разряд-заряда уменьшают окисный налет на пластинах. Так, даже батарея с продолжительным износом, может вновь начать работать и в дальнейшем заряжаться от стартера автомобиля.
АКБ могут выходить из строя по причине неправильной эксплуатации. Если на машину с высокой мощностью установить аккумуляторную батарею с техническими характеристиками, уступающими свойствам автомобиля, то пластины АКБ в скором времени разрушатся, эксплуатация станет невозможной.
Пренебрежение нормами безопасности также сказывается на состоянии АКБ. Батарею, которая разрядилась ни в коем случае нельзя оставлять в неотапливаемом гараже, на улице в морозы. Плотность электролита в батарее низка, поэтому жидкость может замерзнуть даже при небольших минусовых показаниях термометра.
Типичные неисправности втягивающего реле и их признаки
Типичной неисправностью втягивающего реле является замыкание, обрыв в управляющей цепи. С проблемой можно столкнуться на любом ее участке. Проблемы, которые могут возникнуть:
-
износ контактной группы самого замка;
-
окисление клемм в колодках;
-
перегоревший предохранитель;
-
КЗ в жгутах проводки;
-
замкнувшее реле блокировки.
Признаками неисправности втягивающего реле являются:
-
после поворота ключа генератор начинает работать с большой скоростью, с типичным жужжащим звуком;
-
при запуске двигателя генератор издает звук щелчка, но вращений стартера нет;
-
отсутствие проводимости из-за нагара;
-
окисления «пятаков», сломанной, или съехавшей со своего места пластины.
Как проверить втягивающее реле?
Проверить втягивающее реле можно способами:1. Вынимая с автомобиля вместе с генератором. После того как втягивающее реле сняли с машины необходимо включить мультиметр в режим звуковой «прозвонки». Один щуп прибора соединить с управляющей клеммой. Другой – с клеммой на щетки. При наличии сигнала втягивающая обмотка в целости.
Далее первый щуп оставляем на месте, а второй перемещаем к корпусу. Сигнал есть? Значит и удерживающая катушка в порядке.
Далее устройство устанавливаем вертикально, на якорь, выводами вверх. Накидываем щупы на болты. Нажимаем на реле, якорь вдавливается до упора. Звук есть? Все в порядке.
Если в ходе диагностики выявиться хоть одна неисправность, то вся деталь идет на замену под новую.
2. Не снимая с машины. В этом случае автомобиль нужно поставить на ручник на нейтральную передачу, включить зажигание и оставить ключ в замке. Снять с управляющей клеммы ВР разъем.
Отверткой замкнуть клемму с верхним силовым болтом (плюс от АКБ). Если машину получилось завести, значит неисправность в управляющей цепи. Если проблема не разрешилась и щелканье слышно, как и прежде, то необходимо приборы проверить каждый по отдельности.
Способы устранения неисправности
Во время диагностики выявили замыкание? Обратитесь в автосервис Агрегат Моторс. Наши мастера проведут диагностику стартера и предложат наиболее выгодный и быстрый способ ремонта. Привести в норму проводимость на «пятаках», исправить обрыв удерживающей обмотки в месте крепления можно, разобрав запчасть, выпаяв клеммы, очистив медь от окисла, собрав и протянув крепеж.
Как нас найти
- Комментарии