Как проверить ремень ГРМ?
Ремень ГРМ – один из ключевых узлов в авто, обеспечивающий стабильную работу двигателя. Замена этого ремня часто осуществляется во время ТО, но проверка ремня и его замена может понадобиться и в промежутке между ТО. Чтобы избежать серьёзных поломок и аварий, каждый автолюбитель должен знать, как проверить ремень ГРМ, как его ослабить или затянуть, а также как правильно выбрать новый ремень и как его поменять. Всё это Вы найдёте в нашей статье.
Зачем нужен ремень ГРМ?
Почему ремень ГРМ – такой важный узел авто? Разберёмся, какую функцию выполняет ремень ГРМ и зачем он нужен в авто.
ГРМ – это аббревиатура, которая означает газораспределительный механизм. Он соединяет коленчатый и распределительный валы. Этот узел считается самым сложным в автомобиле, он состоит из двух дисков, соединённых с одной стороны металлическим шкивом, а с другой – резиновым или нейлоновым ремнём. Ремень замкнут в кольцо, изнутри которого насечки или зубья.
Ремень ГРМ обеспечивает синхронную работу двигателя и всех связанных с ним узлов. Весь узел же контролирует наполнение цилиндров топливом, а также удалением газов из двигателя.
Когда проверять ремень ГРМ?
Ответ на вопрос, когда проверять ремень ГРМ, так просто дать не получится – ответ будет разным для авто разных марок и года выпуска, модели и срока службы двигателя, а также от марки самого ремня. Придерживайтесь рекомендаций мастера или инструкции к ремню и двигателю, но учтите несколько моментов, которые уменьшают срок службы ремня.
Проверяйте ремень чаще, если:
-
Сальниковое уплотнение пришло в негодность и на ремень попало масло;
-
Ремни на двигателях некоторых авто не выдерживают заявленный срок службы, например, если в авто стоит двигатель ВАЗ. Уточните этот вопрос при прохождении ТО;
-
Вы поменяли ремень с заводского на новый. Авто с конвейера выходит без какого-либо износа деталей, так что и ремень прослужит дольше. А вот после замены следует его проверять чаще;
-
Через пару дней после замены ремня проверьте его – после установки нового ремня возможно ослабление ремня, не говоря уже о не всегда правильной установке ремня;
-
Вы редко используете авто. Во время простоя ремень всё равно изнашивается и требует замены, он может подвести в самый неподходящий момент;
-
Если Вы любите ездить по бездорожью, особенно по грязи и глубоким лужам;
-
Доступ к ремню затруднён и сложно его за раз осмотреть полностью.
Новые авто на гарантии, как правило, не вызывают неудобств в эксплуатации и не требуют частого ремонта. На срок гарантии Вы можете не беспокоиться об проверке ремня, если нет признаков его неисправности или некорректной работы. Подержанные же машины требуют особого внимания.
Когда нужна срочная проверка?
Плановая проверка обязательно должна проводится вовремя, но бывают ситуации, когда промедление будет Вам дорого стоить. Разберём, когда нужна срочная проверка ремня ГРМ.
Проверьте ремень, если:
-
Вы слышите посторонние шумы. Шум, удары и скрежет – в любом случае повод отвезти авто на внеплановое ТО, но если Вы слышите шум из области ремня, то сначала самостоятельно проверьте ремень;
-
Что-то потекло в районе этого узла. На материал ремня разрушительно грязь и грязная вода, масло, охлаждающая жидкость, гидроусилитель и некоторые другие. Любая влага в районе узла – повод проверить узел и, возможно, запланировать замену ремня.
Не оттягивайте как срочную, так и плановую проверку – исправность этого узла напрямую влияет на исправность двигателя и всех систем авто.
Для чего проверять ремень ГРМ?
Как и все узлы авто, ремень изнашивается и время от времени требует замену. В зависимости от марки авто и двигателя, износа остальных узлов и других факторов, ремень нужно менять каждые 50-100 тысяч километров. Примерно после такого же расстояния меняются и другие части узлов авто.
Срок замены можно посмотреть в документации к машине, ремню или двигателю, но лучше менять ремень раньше, а проверять мы рекомендуем так и вовсе каждые 40 тысяч километров.
Ремень соединяют в один узел поршни, систему зажигания и водяной насос, для его корректной работы нужно определённое натяжение. Если натяжение слишком сильное – ремень может порваться, если слишком слабое – соскочить или порваться.
Если так случилось, что ремень порвался, то есть немаленький шанс повреждения всей системы., потому что выпускные клапаны начнут некорректно взаимодействовать с поршнями, а по-простому они будут сталкиваться друг с другом. Ремонт встанет в серьёзную сумму, так что в этом случае как нельзя актуальна фразу, что профилактика лучше и дешевле ремонта.
Ремень может выдержать слишком сильное натяжение. Но это приведёт к быстрому повреждению ремня и всех соприкасающихся с ним узлов. Это значит, что замена понадобится не через 40 000 км, а через 20 000 км – существенная разница.
Признаки того, что с ремнём проблемы
Разберём, по каким признакам можно понять, что ремень требует осмотра.
Признаки слабого натяжения:
-
Топливо сгорает не полностью, что увеличивает объёмы выхлопа;
-
Двигатель быстро перегревается;
-
Стартер не каждый раз запускает двигатель или делает это слишком долго;
-
Двигатель работает нестабильно;
-
Увеличился расход топлива;
-
Упала мощность двигателя;
-
Посторонний и нетипичный шум.
Если есть какой-то из этих признаков – самое время обратиться в автосервис или самостоятельно затянуть ремень ГРМ.
Основные причины обрыва ремня ГРМ
Разберём причины обрыва ремня, чтобы Вы могли их предотвратить.
Почему ремень может порваться:
-
При замене ремня были допущены ошибки. Правила и порядок замены предоставляют производители – обязательно следуйте им и обращайтесь только в проверенный автосервис;
-
Неправильно проведено ТО или нарушены правила эксплуатации, в том числе речь идёт о смежных узлах – их неправильная работа может привести к обрыву ремня;
-
На материал ремня попали жидкости: грязная вода, масло и другие;
-
Плохое качество материала – выбирайте только проверенных производителей и не ведитесь на аномально низкие цены.
Мы не рекомендуем экономить на Вашем авто: покупайте материалы от надёжных производителей, выбирайте проверенные автосервисы и повышайте свою грамотность при самостоятельном ремонте авто.
Как проверить, загнёт ли клапаны при обрыве ремня ГРМ?
В зависимости от устройства двигателя, клапаны могут погнуться или не повредиться, если ремень порвётся. Как правило, можно заранее проверить, загнёт ли клапаны при повреждении ремня.
Чтобы проверить это, не нужно лезть на форумы или пытаться что-то разглядеть. Тут поможет изучение туториала к двигателю. Нужно найти информацию, есть ли контакт между клапаном и поршнем.
Если информации нет, то можно узнать на практике:
-
Снять зубчатый ремень;
-
Установить поршень первого цилиндра в верхней точке;
-
Установить распредвал на 720 градусов.
Теперь смотрите, упирается ли поршень в клапан. Если нет, то и при срыве ремня клапан не загнётся. Проверьте все поршни двигателя. Как показывает практика, владельцам простых бензиновых двигателей на 8 клапанов можно не беспокоиться, а вот дизельные двигатели и моторы на 16 и 20 клапанов требуют особого внимания: не забывайте вовремя проходить ТО.
Как визуально проверить состояние ремня ГРМ?
Чтобы не допустить серьёзной поломки и дорогого ремонта авто, мы рекомендуем раз в 1-2 месяца проводить визуальную проверку состояния узла ГРМ.
На что смотреть при проверке:
-
Повреждения ремня: трещины, царапины, скоры. Смотрите внутреннюю поверхность, именно при её повреждении ремень нужно менять;
-
Попросите знакомого запустить авто и проверьте: нетипичную вибрацию двигателя и цвет выхлопа. Наличие вибрации или чёрный выхлоп говорят о необходимости ремонта;
-
Проверьте натяжение ремня.
Проводите подобную проверку ежемесячно, чтобы избежать проблем в будущем. Профилактика сегодня – экономия завтра.
Какими ещё способами можно проверить ремень ГРМ?
Чтобы проверить ремень более внимательно, тщательно его рассмотреть на предмет следов износа и повреждений, нужно частично разобрать двигатель. Это часто ненужно и просто недоступно простому пользователю авто, то мы собрали косвенные признаки, которые свидетельствуют о повреждении ремня ГРМ:
-
Закончился срок службы – следите за соблюдение рекомендованных сроков или будьте готовы ремонтировать двигатель. Речь даже не о физическом износе материала, а об его усталости – спустя время даже ремень приходит в негодность, даже если авто стояло в гараже;
-
Смотрите дату изготовления ремня. Спустя примерно 5 лет, даже лёжа в магазине, ремень придёт в негодность;
-
Двигатель стал плохо заводиться или понизилась его мощность, что связано с износом зубцов ремня;
-
Грязный, обильный выхлоп. Чёрный выхлоп связан с рассинхронизацией узлов авто;
-
Тиканье во время поездки или же шарканье – из-за того, что материал стал неоднородным, разлохматился и т.д.;
-
Подтекание жидкости из-под кожуха, потому что жидкости негативно влияют на ремень;
-
Зажигание и стартер работает, но двигатель не заводится.
Если у Вас нестабильно работает стартер или что-то случилось на этапе передачи от стартера на двигатель – привозите Вашу машину в автомастерскую Агрегат Моторс. Мы проверим работу стартера и генератора, проверим натяжение и целостность ремня, а также дадим рекомендации по продлению срока службы этих узлов.
Этапы самостоятельной проверки ремня ГРМ
Если Вы всё же решили самостоятельно досконально проверить ремень, то мы подготовили инструкцию для разбора и проверки.
Как проверить ремень ГРМ самостоятельно:
-
Снимите защиту мотора и защитный кожух, последовательно откручивая все болты;
-
Визуально осмотрите ремень при хорошем освещении на наличие повреждений, особенно на внутренней стороне ремня;
-
Прокрутите коленвал в обе стороны на несколько поворотов, после чего поверните ремень между коленвалом и распредвалом на себя, в норме угол должен быть около 90 градусов.
Если Вы увидели серьёзные повреждения внутренней части, то ремень пора менять. Если же неполадки с натяжением, то нужно просто затянуть или расслабить ремень.
Какие признаки указывают на замену ремня ГРМ?
Самое время узнать, какие признаки при визуальном осмотре говорят о необходимости замены ремня.
Пора в автосервис, если:
-
Материал выглядит изношенным;
-
Стёрлись зубцы;
-
Есть серьёзные трещины и махровость материала снаружи;
-
Внутренний слой материала стал блестящим, неэластичным и затвердел;
-
Растяжение материала;
-
Неправильно положение в авто.
Если что-то из этого есть – пора менять ремень и, возможно, другие узлы авто.
Какой ремень ГРМ выбрать на замену?
Итак, Вы хотите самостоятельно поменять ремень ГРМ, как выбрать хороший в современном разнообразии вариантов?
Известные бренды ремней ГРМ:
-
Лимфордер;
-
Контитех;
-
Гейтс;
-
Дайко;
-
Балаково;
-
Бош.
Покупайте ремень у проверенного продавца, желательно у сертифицированного продавца. Никогда не верьте слишком низким ценам у непроверенных продавцов! Мы рекомендуем также проверять ремень на подлинность.
Как проверить ремень ГРМ на подлинность?
Приведём общие рекомендации, как проверить ремень на подлинность.
Ремни Гейтс можно проверить по специальной маркировки. На упаковке обязательно должен быть или 14-символьный код, или QR код, или голограмма. Без маркировки лучше не покупать ремень.
Для других производителей рекомендации такие:
-
На упаковке нет следов вскрытия или механических повреждений;
-
На упаковке есть штрихкод, защитные голограммы и другая маркировка, указанная производителем;
-
Ремень герметично упакован в полиэтилен;
-
Если на ремне есть маркировка, то она должна идти равномерно вдоль всей гильзы;
-
Сам ремень выглядит новым, нет следов повреждений или износа.
Тщательно проверяйте каждую купленную деталь авто, чтобы получить заявленные свойства и гарантии для каждой детали.
Наши советы
Кроме всего сказанного выше, мы бы хотели дать ещё несколько советов.
Главный совет – меняйте ремень тогда, когда это рекомендует производитель. В некоторых ситуациях менять надо чаще, это лучше спросить у автомеханика, специализирующегося на Вашей марке авто и двигателя. При покупке б/у авто рекомендует менять ремень – неизвестно в какой момент он Вас подведёт.
При замене ремня не поленитесь поменять ролики. Очень редко, когда степень их износа не превышает степень износа ремня. Менять же ролики спустя месяц-два после замены ремня – лишняя трата денег и времени.
При замене также проверяйте прокладку клапанной крышки, сальники, помпу, приводные ремни. Если есть следы подтекания, высохшей жидкости и другие следы износа и поломок.
Также разберём типичные задачи при осмотре ремня – как ослабить и как затянуть ГРМ ремень, а также последствия неправильного натяжения ремня.
Как ослабить ремень ГРМ?
Разберём алгоритм ослабления ремня для авто Шкода, этот же алгоритм подойдёт для многих других авто. Обратите внимание, что все действия с авто должны проводиться на ровной устойчивой площадке, а машина должна быть хорошо зафиксирована.
Как ослабить ремень ГРМ:
-
Выкрутите свечи зажигания;
-
Снимите адсорбер и бачок с антифризом;
-
Демонтируйте опору ДВС сверху;
-
Снимите кожух над узлом;
-
Скиньте привод вспомогательных узлов;
-
Выведите ремень;
-
Устройство натяжения должно быть в начальном положении;
-
Демонтируйте брызговик и мешающее колесо;
-
Зафиксируйте фиксирующий болт ключом на 19, крутите крепежи шестёркой;
-
Уберите нижнюю металлическую крышку;
-
Слегка поднимите двигатель домкратом;
-
Теперь можно ослабить ремень. Потребуется ключ на 13.
Главная проблема тут – получить доступ к ремню.
Как натянуть ремень ГРМ?
Подтянуть ремень ГРМ можно также, как и его ослабить. Внимательно и последовательно получите доступ к ремню, после чего подтяните его. Также Вы можете обратиться в автосервис и получить всестороннюю консультацию и диагностику авто.
Последствия езды с ослабленным ремнём ГРМ
Что будет, если ремень недостаточно затянут?
Последствия езды с ослабленным ремнём ГРМ:
-
Повышенный расход бензина или дизеля;
-
Авто плохо заводится с утра, после простоя или перепадов температур;
-
Мощность падает;
-
Дым станет чёрным, его станет больше.
Всё это будет, если ремень проскакивает на 1 зубец, если же проскок произошёл на 2 или более зубцов, то может остановиться двигатель, оборваться ремень или поломаться вся система двигателя авто.
Последствия езды с перетянутым ремнём ГРМ
Если ремень ГРМ перетянут, то тоже ничего хорошего Вас не ждёт.
Последствия езды с перетянутым ремнём ГРМ:
-
Ремень нужно менять в 2-3 раза чаще;
-
Также быстро износятся все смежные узлы;
-
Повредится водяной насос;
-
Повысится риск обрыва ремня и других поломок.
Всего этого можно избежать, если Вы своевременно будете проверять ремень и в любых нетипичных ситуациях внепланово отвозить авто на ТО. Берегите Ваш автомобиль, ведь профилактика сегодня поможет Вам избежать аварий и сэкономить деньги на ремонте.
Чтобы проверить два самых важных узла авто – стартер и генератор – обращайтесь в автомастерскую Агрегат Моторс. Мы тщательно проверим агрегаты и все связанные с ними узлы, так что авто ещё долго будет на ходу!
Как нас найти
- Комментарии